Требованию приближения услуг к населению отвечает модель расселения с многоуровневой системой центров разной величины и различных функций. Эта модель может изменяться в зависимости от типа организации технической инфраструктуры. Начиная с конца XIX в., когда железные дороги стали покорять мир, появляются различные модели линейных или ленточных систем расселения, в которых особую роль играет инфраструктура, особенно транспортная сеть. Артуро Сориа имел многочисленных последователей; среди них был и Ле Корбюзье, нарисовавший картину «линейных промышленных городов», протянувшихся «от Океана до Урала» и соединяющих «концентрические города»— центры управления, обмена, науки и культуры. В послевоенный период такие решения возникали в связи с тенденцией к стихийному появлению урбанизированных полос вдоль важных путей сообщения.
Учет прополагаемого развития техники при проектировании систем расселения, конечно, неизбежен. Не вызывает сомнений и ленточный характер технической инфраструктуры. Однако из этого не следует, что надо стремиться к сплошной застройке территорий вдоль транспортных и инженерных коммуникаций, как этого требуют сторонники различных вариантов линейных или ленточных «непрерывных систем». Сосредоточение застройки в редко расположенных полосах затрудняло бы обслуживание территорий, находящихся между ними. Поселения тяготеют не к железным дорогам, а к станциям, особенно расположенным на пересечении дорог. Развитие железнодорожного транспорта показывает, что значение линий с небольшим, медленным движением постоянно уменьшается, доминирующую роль играют магистрали, приспособленные для интенсивного и скоростного движения, с большим расстоянием между станциями, оборудование которых позволяет обеспечить быстрое выполнение погрузочно-разгрузочных работ. Делаете ремонт? Демонтаж и установка межкомнатных дверей понадобится в таком случае.
Использование контейнеров тоже повышает требования к перевалочным станциям. Местный транспорт не всегда может пользоваться магистралями, предназначенными для поездов дальнего следования, однако обе сети должны пересекаться в железнодорожных узлах, являющихся центрами урбанизации. Иерархическая модель структуры расселения не только не противоречит сетевому характеру технической инфраструктуры, но даже, наоборот, соответствует ее делению на участки разной значимости. В полосах интенсивной урбанизации, вырисовывающихся в масштабах страны, могут и должны выделяться города большей и меньшей величины, разделенные сельскохозяйственными районами и лесными массивами, — города, пространственная организация которых не должна быть ленточной.